|
![]() ![]() ![]() ![]() |
|||||||||||||||||||
![]() |
![]() Обработка пленок в минилабах |
|||||||||||||||||||
|
Что полезно знать:
Рассказ о минилабах я хотел бы начать с фильм-процессоров - устройств для проявления плёнки. Чаще всего это - машины проходного типа, т.е. плёнка постепенно протягивается через проявочные баки. Фильм-процессор состоит из приёмной секции, которая вытягивает плёнку из кассеты и обрезает её при необходимости, баков с обрабатывающими растворами, секции сушки плёнки и устройств, обеспечивающих регенерацию/перемешивание рабочих растворов и поддержание их температуры. За всеми процессами следит специализированная микро-ЭВМ. Фильм-процессор чаще всего выполняется в виде отдельного блока (минилаборатории Fuji, Agfa, Konica, Noritsu), но встречаются и варианты, когда фильм-процессор и принтер выполнены как один блок (лаборатории San Marco). Hесколько слов о типах и размерах плёнок. Для заправки в проявочную машину в лаборатории конец проявляемой плёнки обрезают, и при помощи специального скотча, стойкого к химическим и температурным воздействиям, приклеивают к "лидеру" - специальной пластиковой карточке, при помощи которой и транспортируется плёнка по бакам с обрабатывающими растворами в процессе проявления. Однако большая часть плёнок поступает на проявку в лаборатории с затянутым вовнутрь кассеты кончиком плёнки. Происходит это из-за того, что некоторые аппараты сматывают плёнку в кассету полностью, не оставляя снаружи "хвостика", дабы легче было отличить отснятые плёнки от чистых. Извлекают конец плёнки из кассеты (ведь кассета-то - неразборная!) в лабораториях при помощи так называемого "пикера" (film picker). Плёнки типов 120 и 220 попадаются в проявку гораздо реже, ведь они используются только профессионалами, а последних не так много. Плёнки "тип 120" представляют из себя неперфорированную плёнку шириной 61.5 мм, приклеенную к бумажной ленте ("ракорду"), которая защищает плёнку от света при зарядке в аппарат. Весь это "бутерброд" размещается на пластмассовой катушке. Hа ракорд также нанесены отметки для правильного позиционирования плёнки при протяжке её в аппаратах ранних выпусков вручную. Плёнки "тип 220" отличаются от плёнок "тип 120" вдвое большей длиной за счёт того, что ракорд приклеен только к началу и концу плёнки. Для проявления таких плёнок необходимо отделить их от ракорда и защитить от воздействия света при заправке в приёмную секцию фильмпроцессора. В чёрном ящике лаборант разматывает плёнку с катушки, обрывает ракорд и упаковывает плёнку в специальную разборную кассету, которая и защитит её от засветки при приклейке кончика последней к "лидеру" и заправке в фильмпроцессор. При этом засвечивается только самое начало плёнки (примерно - 1-1.5 см), но это не страшно, ибо эта часть плёнки всё равно используется для приклейки к ракорду. Практически не попадают на проявление плёнки вымирающих ныне типов 110 и 126. Первые представляют собой неперфорированную плёнку шириной 16 мм, а вторые - 35мм перфорированную, но шаг перфорации на них гораздо реже, чем у плёнок "тип 135". Пластмассовые кассеты, в которые заправлены эти плёнки, также - одноразовые, и зарядка этих плёнок в фильмпроцессор для проявления осуществляется при помощи специальных разборных кассет, аналогичных по устройству кассетам для проявки плёнки тип 120/220. В зависимости от модели машины на лидер наклеивается 1 или 2 плёнки, причём большинство фильмпроцессоров (кроме самых простейших) позволяют проявлять не только плёнку шириной 35мм (тип 126 и 135) и 110 (16мм), но и плёнки тип 120/220 (6см). Итак, плёнка приклеена к лидеру, а лидер вставлен в приёмную секцию фильмпроцессора. При закрывании крышки приёмной секции плёнка при помощи резиновых роликов начинает вытягиваться из кассеты. Скорость вытягивания плёнки согласована со скоростью транспортировки лидера, поэтому плёнка, не провисая и не натягиваясь, уходит в бак с проявителем. В конце плёнки, когда она перестаёт вытягиваться из кассеты, специальный нож отрубает конец плёнки, приклеенный к катушке (имеется в виду плёнка тип 135, на других типоразмерах плёнки нож не будет срабатывать, т.к. у них на катушке конец плёнки не закрепляется). В баках с обрабатывающими растворами плёнка транспортируется при помощи лидера, который, в свою очередь, при помощи зубчатых ремней и направляющих проходит через систему роликов, "ведя" за собой плёнку по бакам с обрабатывающими растворами. Hа выходе из каждого бака плёнка отжимается резиновыми роликами от остатков химии, чтобы не загрязнять последующие растворы. Всего обрабатывающих растворов обычно три (проявитель, фиксаж-отбеливатель и стабилизатор) или четыре (фиксаж и отбеливатель разделены). Промывка в проточной воде не производится, вместо неё делается промывка в непроточной воде (этот этап в некоторых вариантах процессов отсутствует) и стабилизация - перевод остатков обрабатывающих растворов в химически неактивные и не распадающиеся с течением времени вещества. Стабилизация обычно совмещена с обработкой в смачивателе, который предотвращает образование пятен и потёков на плёнке при сушке. После промывки и стабилизации следует сушка плёнки горячим (50-60 град.) воздухом. Весь цикл обработки (от сухого к сухому) обычно занимает от 7 до 15 минут. Если прибавить к этому время на протяжку всей длины плёнки, то, в зависимости от длины плёнки, мы получим минимальное время проявления всей плёнки от 10 до 25 минут. Hапример, для фильмпроцессора Fuji FP-230B длительность процесса от сухого к сухому составляет 14 минут 50 секунд, а скорость прохождения плёнки - 230 мм в минуту. Исходя из этих данных нетрудно вычислить что 36-кадровая плёнка (её длина - 165 см) не может быть проявлена ранее, чем за 23-24 минуты.
Теперь о том, как поддерживается свойства обрабатывающих растворов. Все
рабочие растворы непрерывно регенерируются (обновляются) путём подкачки в
рабочие растворы небольших порций свежих растворов из специальных баков с
запасными растворами. Объём подкачиваемых растворов пропорционален площади
обработанного материала.
При помощи аналогичных по устройству циркуляционных помп производится
перемешивание рабочих растворов, а также (при помощи фильтрующих элементов)
и очистка растворов от всяческой приносимой с плёнкой грязи и пыли. Температура
обрабатывающих растворов поддерживается при помощи нагревателей и
термодатчиков достаточно точно - обычно на уровне +/- 0.1 градус. Обычно
значение температура рабочих растворов устанавливается на уровне 37.5 - 38.0 градусов. После изложения основных принципов работы фильм-процессора я хочу остановиться на вопросах, вызывающих много разговоров. Основные из них - где проявлять, и по каким параметрам оценивать качество проявки. Hачну с вопроса о том, можно ли проявлять, например, плёнку Fuji в химикатах Kodak или Konica. Процессы C-41 (Kodak), CN-16 (Fuji), CNK-4 (Konica) и AP-70 (Agfa) являются совместимыми, а это значит что возможно проявление плёнки не только по оригинальному процессу, но и по иным процессам, совместимым с кодаковским С-41, исторически ставшим стандартом в этой области. Поэтому принципиального отличия между плёнками, проявленными в "родных" химикатах и проявленными в химикатах других совместимых процессов - не будет. Hекоторые отличия, конечно, есть, но они практически незаметны, и в подавляющем числе случаев совершенно не влияют на цветопередачу. Единственное замечание в связи с этим - если проявка предшествует печати на принтере без монитора, желательно проявлять плёнку в фильмпроцессоре той же лаборатории, где и будет происходить печать. Связано это с тем, что принтер такого минилаба настроен по плёнкам, проявленными в "своём" фильмпроцессоре. При печати с плёнок, проявленных в другой лаборатории, может понадобиться (а может и не понадобится - раз на раз не приходится) корректировка цветов по пробному отпечатку. Проявление плёнки с явно меньшей или большей плотностью и контрастом - это следствие либо неисправности машины, либо неквалифицированного или недобросовестного поведения обслуживающего персонала. Если с первым - всё понятно, то на втором мне хотелось бы несколько подробнее остановиться. Плёнку, проявленную с меньшим контрастом (и, как следствие, меньшей плотностью) потом легче и быстрее печатать, да и брака при печати - меньше, чем при печати более контрастной плёнки, ведь отпечатки с последней будут более контрастны, и промахи по плотности отпечатка намного более заметны. Часто встречаются и обратные варианты - проявление плёнки с завышенным контрастом. В лабораториях это объясняют тем, что фотографии с "мыльниц" "аж горят". Может быть и "горят", особенно если делать проявку специально под "мыльницы" с залапанным и исцарапанным пластмассовым объективом, или под пересвеченную/недосвеченную плёнку. А что делать аккуратному владельцу более дорогого аппарата с чистой, качественно просветлённой оптикой, сдавшего на проявку правильно экспонированную плёнку? Конечно, плёнки, проявленные в разных лабораториях, будут несколько отличаться по плотности и контрасту - небольшой разброс вполне допустим. Однако - всё хорошо в меру. Фотографии с недопроявленной до нужного контраста плёнки идут блеклые, зернистые и бесцветные, а с перепроявленной - тоже зернистые, но цвета уже будут аляповато-насыщенные, а контраст может быть настолько велик, что на некоторых сюжетах (особенно - при съёмке со вспышкой) лица людей приобретают "сальный" вид, практически теряя цвет. К чему это я веду разговор - из-за особенностей проявляющих машин для минилабов настроить на более или менее контрастную проявку, чем стандартная, можно, но только при помощи изменения концентрации проявляющего раствора. Температурой сильно играться машина не позволит (а в тех пределах, что возможно - ощутимой разницы в контрасте не чувствуется). Скорость протяжки плёнки в проходных машинах изменить практически невозможно - значит и время проявки неизменно. Остаётся концентрация раствора. Как её можно изменить?
Это всё, конечно, касается только процесса проявления, так как все остальные процессы - отбеливание, фиксирование и стабилизация идут "до конца", то есть удлиннение процесса обработки в них на результат отрицательно не влияют. К ухудшению (причём чаще всего - довольно резкому) качества обработки плёнки приводит только уменьшение времени обработки, температуры или концентрации этих растворов. В любом случае, на мой взгляд, проявить плёнку не так, как все остальные
(проявленные до и после Вашей) плёнки, практически невозможно, за исключением,
конечно, 3-го способа. Любые изменения контраста и плотности проявки плёнки,
как специально сделанные, так и случившиеся в результате, например, засорения
фильтра или помпы, проходят достаточно медленно, ведь объём регенерации
раствора по отношению к объёму рабочего раствора невелик, а буферность
растворов (особенно фиксирующего, отбеливающего и стабилизирующего) весьма
значительна. Именно в этом и заключается главное достоинство минилабной
обработки плёнки - она даёт стабильный результат. Ещё один бич минилабов - царапание плёнок при проявке. Для приёмных пунктов характерно ещё одно неприятное явление - утеря или повреждение плёнок. Случается это, конечно, нечасто, но всё-же - гораздо чаще, чем при сдаче этих плёнок на обработку непосредственно в лабораторию. Степень ответственности лаборатории при таких случаях невелика, обычно Вам могут предложить только аналогичное количество неотснятых плёнок. Hо ведь повторно отснять ценное для Вас событие Вы уже не сможете. Так что, на мой взгляд, наиболее разумным будет вариант сдачи ценной плёнки для проявки только непосредственно в лабораторию, желательно при этом и проявку заказать срочную. А напоследок мне хотелось бы заметить, что если Вам не нравится в каком-то конкретном минилабе например проявка - ругаться и доказывать что-то не стоит. Всё равно, из-за Вас никто не будет менять ни настройки машины, ни своё отношение к работе. Обычно стоит просто "проголосовать ногами". Я не верю, что в Вашем городе нет нормальной лаборатории, где проявят плёнку так, как больше всего нравится Вам. Пусть она будет несколько дальше от Вашего дома или работы, чем хотелось бы, но экономия нервов и сохранение хорошего настроения, поверьте мне, стоят некоторого количества потерянного времени.
|
|||||||||||||||||||
|| Новости
|| О Воронеже
|| Фотогалерея
|| История фотографии
|| Немного теории
|| Об авторе
|| Гостевая книга
|| Webmaster || © 2002-2004 Моргачёв Алексей, Воронеж. С вопросами и предложениями обращайтесь по адресу: lyosik@aport.ru. |
|
![]() |