Знакомство с теорией искусства фотографии предлагаю начать с
терминологии. Эти основные понятия обязательно встретятся Вам в других статьях
и обзорах, не только на сайте «ВоронежФОТО», но также в любой фото-литературе и
на других web - страницах. Кроме того, при покупке новой фотокамеры Вы будете знать, на что обратить внимание, а что не так важно.
С большинством терминов, кроме определения, также приводится поясняющий пример.
В будущем список терминов обязательно будет дополнен. Успешного Вам изучения!
Относительное отверстие объектива
– отношение диаметра светового отверстия объектива к величине главного фокусного расстояния.
Относительное отверстие выражается в виде дроби с числителем 1 и знаменателем k, равным отношению фокусного расстояния F к диаметру светового отверстия объектива d: k = F / d.
Ряд относительных отверстий: 1:0.7; 1:1; 1:1.4; 1:2; 1:2.8; 1:4; 1:5.6; 1:8; 1:11; 1:16 и т.д.
На практике обычно используют понятие диафрагмы.
Диафрагма
– это отношению фокусного расстояния F к диаметру светового
отверстия объектива d, называемого эффективной диафрагмой: k = F / d.
Зависимость между диафрагмой и диаметром светового отверстия обратная, поэтому, чем меньше число диафрагмы - тем больше отверстие.
Ряд диафрагм: 0.7; 1; 1.4; 2; 2.8; 4; 5.6; 8; 11; 16; и т.д.
Смежные значения диафрагменных чисел отличаются в 1.41 раза, например 4*1.41=5.6 или 8:1.41=5.6.
Поэтому, переходя от одного значения диафрагмы к соседнему, мы увеличиваем или уменьшаем диаметр светового отверстия объектива в 1.41 раза.
При этом площадь светового отверстия изменяется в 1.412=2 раза.
Следовательно, после изменения диафрагмы на одно деление объектив будет пропускать света вдвое больше или меньше.
Объективы с большими относительными отверстиями имеют преимущества перед остальными при пониженной освещенности,
когда для съемки необходима короткая выдержка. Таким образом при диафрагме 5.6 выдержка может быть 1/30 (т.е. снимок может "смазаться"), а при диафрагме 2.8 выдержка будет 1/125.
Однако увеличение относительного отверстия (или уменьшение диафрагмы) простых объективов приводит обычно к снижению качества изображения.
Дефекты оптического изображения создаются в основном краевыми зонами линз.
Эффективная диафрагма
- это диаметр светового отверстия, просматриваемый через переднюю часть объектива (наружную линзу).
Светосила
Относительное отверстие объектива часто называют светосилой, но эти понятия не полностью тождественны.
Светосила объектива – способность его обеспечивать тот или иной уровень освещенности изображения при данной яркости объекта, и определяется отношением: светосила = освещенность изображения : яркость снимаемого объекта
Геометрическое относительное отверстие объектива всегда несколько больше соответствующей ему реальной светосилы,
так как при проходе света через объектив часть светового потока теряется за счет поглощения в массе
стекла и отражений от поверхностей линз, граничащих с воздухом. В результате фактическая светосила всегда меньше той, которую должно обеспечивать геометрическое относительное отверстие.
В современных просветленных объективах эта разница составляет менее 2%, поэтому будем считать, что светосила объектива равна минимальной диафрагме объектива;
в ZOOM-объективах минимальной диафрагме наименьшего и наибольшего фокусного расстояния. Например:
50/2 - фокусное расстояние F = 50мм, светосила 2
28-105/3.5-5.6 - светосила при F = 28мм - 3.5, при F=105мм - 5.6
Выдержка
- время (в сек.) воздействия световых лучей на фотоматериал. Иными словами - это время, в течение которого затвор фотоаппарата открыт для получения (экспонирования) кадра. Например, 1/250 - затвор открыт 1/250 сек.
Для съемки с руки рекомендуется использовать выдержки не ниже 1/60 сек. С телеобъективами действует правило:
минимальная выдержка при съемки с рук должна быть не больше 1/F, т.е. для 300мм объектива - выдержка не больше 1/250.
Применение больших выдержек ведет, как правило, к смазыванию кадра из-за естественного дрожания руки. Для съемки быстородвижущихся объектов рекомендуется использовать минимально возможную выдержку.
Во многих фотоаппаратах есть специальный режим "спорт", который автоматически подберет оптимальную выдержку для съемки. В зеркальных камерах минимальная возможная выдержка обычно свидетельствует об уровне фотоаппарата. Вместе выдержка и диафрагма образуют пару которую можно изменять, сохраняя правильную экспозицию пленки, например уменьшить выдержку
и соответственно увеличить диафрагму для спортивной съемки или увеличить отверстие диафрагмы для получения малой глубины резкости
(портретная съемка), уменьшив соответсвующим образом выдержку.
Например: если пара 8-1/125 дает правильную экспозицию, то и пары 4-1/500, 5.6-1/250, 11-1/60, 16-1/30 дадут нормально экспонированный кадр.
Приоритет выдержки/диафрагмы
- режим, в котором Вы задаете выдержку/диафрагму, а камера автоматически подбирает соответствующую диафрагму/выдержку для правильной экспозиции кадра.
Например, для портретной съемки Вы задаете диафрагму (фактически глубину резкости), а при съемке быстро движущихся объектов - короткую выдержку.
Незаданный параметр подбирает камера.
Выдержка от руки (BULB)
- режим работы фотоаппарата, при котором затвор камеры открыт, пока удерживается нажатой кнопка спуска (на камере или пульте д/у ).
Этот режим полезен при съемке очень слабоосвещенных объектов (ночное небо, ночная улица и т.п.),
так как подавляющее большинство аппаратов могут автоматически отработать выдержку только до 30 сек.
Этого может оказатся недостаточно для получения нормально экспонированного кадра. При съемке с выдержкой от руки рекомендуется использовать штатив.
Классификация объективов
Объектив - оптическая система фотоаппарата. В зависимости от отношения фокусного расстояния к диагонали кадра, их принято подразделять на
нормальные, широкоугольные (короткофокусные) и теле-объективовы (длиннофокусные). Для 35мм пленки (обычной), можно ввести следующую классификацию:
Объективы с фокусным расстоянием менее 35мм называются широкоугольными (короткофокусными). Применяются
при съемке в ограниченных помещениях, когда нет возможности отойти на достаточное расстояние
(сзади стена, а впереди гости на диване) и для съемки пейзажей, а также для подводных съемок.
45-55мм - стандартный (нормальный) объектив.
Объективы с фокусным расстоянием более 80мм относятся к категории теле-объективов (длиннофокусных).
ZOOM (трансфокатор) - объективы с переменным фокусным расстоянием. Они позволяют получать
изображения различного масштаба при неизменном расстоянии до объекта съемки (т.е. как бы "приближать объект съемки").
На практике это выражается в следующем: если с объективом 35мм в кадр попадают 5 человек, то с объективом 28мм в кадре поместятся уже 6.
С фотографической точки зрения самое "натуральное" изображение (так, как видит человеческий глаз) у объективов 60-80мм - это самое подходящее фокусное расстояние для съемки портретов.
Телеобъективы 80-105мм еще более предпочтительны для портретной съемки - они слегка приукрашают действительность.
Широкоугольник же как бы растягивает изображение, создает иллюзию большего объема, его область применения - пейзаж, архитектура, групповые снимки.
Самый распространенный ZOOM у "мыльниц" 35-70, т.е. двухкратное увеличение (70:35 = 2).
Уменьшение минимального фокусного расстояния усложняет конструкцию объектива и приводит к удорожанию аппарата , равно как и увеличение максимального фокусного расстояния.
Таким образом аппарат с ZOOMом 35-70, как правило, дешевле чем аппарат с ZOOMом 28-70 или 35-105, или 28-90.
Байонет
- система крепления объектива к фотоаппарату (механический поворотный разъем), которая позволяет очень оперативно отсоединить или поменять объектив (в отличие от резьбового соединения, например, у "Зенит-122").
Для автофокусных камер включает в себя также систему электрических контактов для обмена данными между фотоаппаратом и объективом.
У всех фирм разные байонеты. Таким образом объектив MINOLTA нельзя вставить в фотоаппарат PENTAX.
NIKON : У камер механических, автофокусных и стандарта APS байонет одинаковый. Т.е. механический объектив можно использовать на AF камерах и APS (с ручной настройкой на резкость) и наоборот.
MINOLTA: У всех камер (механика, AF, APS) разные байонеты.
PENTAX: У механических и автофокусных камер одинаковые байонеты. Причем с этим байонетом (тип "К") выпускаются и объективы "ЗЕНИТ".
CANON: У механических и автофокусных камер разные байонеты. У фотокамер APS и автофокусных камер - одинаковые байонеты.
Кроме объективов, скажем, NIKON, к камерам NIKON подойдут объективы других фирм, сделанные специально для NIKON. Есть целый ряд фирм, которые специализируются на выпуске только объективов для камер других фирм.
Они могут быть не хуже, а в некоторых случаях лучше "родных". И, как правило, значительно дешевле. Наиболее серъезные фирмы, производящие оптику для камер NIKON,
CANON, MINOLTA, PENTAX, OLYMPUS и других
- это TOKINA, TAMRON, SIGMA.
AF (автофокус)
- система фотоаппарта, которая измеряет расстояние до объекта съемки и соответствующим образом учитывает это расстояние: изменяет фокусировку объектива и меняет мощность вспышки. В "мыльницах", как правило, применяются две системы фокусировки:
Активный (Active AF) автофокус - измеряет расстояние с помощью инфракрасного
замера, вычисляя расстояние по времени возвращения отраженного сигнала (что-то вроде инфракрасного эхолота). В некоторых случаях используется ультразвуковой замер.
Важной характеристикой автофокуса является количество шагов. Например, простые камеры имеют 3-х ступенчатый автофокус (3 step AF). Это значит , что у камеры есть всего три настройки, например: от 0.6м-1.2м; 1.2-3м и 3м-∞.
Для простых камер с несложным объективом этого достаточно. Первая ступень AF позволяет снимать крупные планы; 2ая - портреты; 3я - все остальное.
В сложных камерах количество шагов AF может доходить до 200-300.
Пассивный (Passive AF) - во многом схож с автофокусом зеркальных камер (разумеется у "Зенита" нет никакого автофокуса). Этот вид фокусировки считается более эффективным, но приводит к увеличению стоимости камеры.
Автофокус пассивного типа позволяет снимать через стекло, но в условиях недостаточной освещенности необходимо использовать лампу подсветки AF (встроенная ИК-лампа), так как фокусировка основана на сравнении контрастности участков кадра.
Запирание автофокуса (AF Lock)
Функция, позволяющая делать резкие снимки, когда главный объект съемки на ходиться вне центра кадра (по которому, как правило, настраивается автофокус).
Вы помещаете объект съемки в центр кадра. Камера фокусируется. Затем полу-нажимаете кнопку спуска* и не отпуская, перекомпоновываете кадр.
Автофокус не меняет своей настройки (он "заперт") и нажимаете до конца кнопку спуска. * В некоторых камерах автофокус запирается отдельной кнопкой.
Глубина резкости
Любую фигуру или группу точек, занимающих в поперечнике не более 0.1мм, с расстояния 25 – 30см глаз воспринимает как одну точку. С учетом
этого устанавливают допустимые нерезкости фотографического изображения. Для негативов
форматом 24x36 мм допускается изображение отдельных точек в виде кружков диаметром 0.03-0.05 мм,
которые принято называть допустимыми кружками рассеяния.
При съемке разноудаленных объектов с наилучшей резкостью изображается тот объект, на который произведена наводка объектива на резкость.
Однако в связи с допустимой нерезкостью практически резкими получаются объекты, расположенные несколько дальше и ближе от
него, т.е. имеются передняя и задняя границы, между которыми расположено резко изображаемое пространство.
Вследствие этого может быть допущена некоторая неточность в наводке объектива на резкость. Допустимое смещение объектива
относительно положения точной фокусировки (соответствующего наилучшей резкости изображения), при котором изображение остается практически резким,
называется глубиной резкости объектива.
В фотографической оптике различают глубины резкости в пространстве предметов и в пространстве изображений, которые являются сопряженными.
Глубина резко изображаемого пространства может быть от нескольких миллиметров до бесконечно больших расстояний, а глубина резкости объектива не превышает десятых долей миллиметра.
Большее отверстие (меньшее значение диафрагмы) уменьшает глубину резкости и наоборот, меньшее отверстие увеличивает глубину резкости.
Макро съемка
- режим работы фотоаппарата, позволяющий снимать очень крупным планом (применяется для съемки мелких предметов, насекомых и т.д.).
В зеркальных фотоаппаратах подбирается выдержка и диафрагма (диафрагма выбирается наибольшая возможная, чтобы увеличить глубину резкости).
Важный параметр макросъемки - это масштаб увеличиния: так например коэффициент 1:1 означает, что размер изображения объекта на негативе равен размеру объекта,
а 1:2 - размер изображения в 2 раза меньше размера объекта.
Для макросъемки применяются специальные макро-объективы, кстати, довольно дорогие, позволяющие сфокусироваться с расстояния 5-6 см и менее
(у обычных объективов, как правило, минимальное расстояние фокусировки около 40-60см). Также применяются специальные адаптеры на объектив и удлинительные кольца.
Лично я использую удлинительные кольца (набор 7, 14 и 28мм) с фотоаппаратом "Зенит", позволяющие снимать с масштабом до 1:1.
Автоспуск (Selftimer)
- устройство, позволяющее сделать кадр с задержкой (9-15 сек). Полезная функция для семейных съемок, когда некому сфотографировать всех.
Вы компонуете кадр, включаете автоспуск, быстро садитесть в круг друзей - и кадр готов.
Я также использую автоспуск при макросъемке: двумя руками крепко прижимаю камеру к упору для избежания смазывания, а спуск затвора происходит автоматически
(хотя, конечно, лучше использовать спусковой тросик и штатив).
AEB (автовилка, брекетинг) - автоматическая серия кадров: нормальный, с недодержкой, с передержкой. Шаг брекетинга - это отклонение параметров кадра от нормы.
Например шаг +/- 1 означает, что при нормальном кадре диафрагма=8, выдержка=1/500, кадр с передержкой будет
сделан с отклонением на одно значение диафрагмы (5.6 вместо 8) или на одно значение выдержки (1/250 вместо 1/500). Таким образом будет сделана серия кадров,например:
8-1/500 (нормальный)
5.6-1/500 (передержка)
11-1/500 (недодержка)
А потом Вы из трех кадров выберете лучший.
FILL IN/FLASH OFF
-принудительное включение/выключение вспышки. Режим, позволяющий независимо от световых условий включать и выключать вспышку.
Например, в яркий солнечный день принудительная вспышка может смягчить резкую тень от шляпы на лице, или пригодится при съемке объекта, находящегося в тени.
Вечером можно снять панораму города, отключив вспышку (и поставив камеру на штатив). Так как встроенная вспышка можеть осветить объект только на расстоянии 4-6 метров, то при автоматической съемке у Вас получится просто темный кадр.
Принудительно выключив вспышку, Вы заставите камеру отработать большую выдержку и получите необходимый кадр вечерней панорамы.
Ведущее число вспышки (Guide Number)
- максимальное расстояние (в метрах, футах), на которое вспышка может осветить объект, и при этом получается нормально экспонированный кадр
для пленки указанной чувствительности (обычно 100ISO) и диафрагмы 1.
Зная ведущее число и расстояние от фотовспышки до объекта съемки, можно определить число диафрагмы: число диафрагмы = ведущее число : расстояние.
Например, ведущее число 20. Значит, при пленке 100ISO и расстоянии до объекта 5 метров, диафрагма должна быть 20:5 = 4.
Если предполагается использовать пленку иной чувствительности, то ведущее число определяется так:
Чтобы не утруждать фотографа этими вычислениями на большинстве фотовспышек есть специальная таблица - калькулятор,
которая позволяет по известному расстоянию до объекта и чувствительности пленки быстро найти нужное значение диафрагмы.
Скорость синхронизации со вспышкой
Нормальная синхронизация затвора камеры со вспышкой подразумевает, что все поле кадра открыто в момент срабатывания вспышки.
Обычная скорость синхронизации со вспышкой 1/250 -1/30 сек (у "Зенитов" - 1/30, за исключением моделей с электронным ламельным затвором, таких как, Зенит АПк, Auto, KM, у которых скорость синхронизации равна 1/125). Высокая скорость синхронизации со вспышкой позволяет производить съемку со вспышкой на скоростях затвора намного превышающих нормальную скорость синхронизации со вспышкой.
Вспышка в этом режиме излучает серию сверхкоротких имульсов, экспонируя пленку в течении всего времени движения щели затвора по полю кадра.
Различают также синхронизацию по передней и задней шторке затвораСинхронизация по передней шторке - вспышка срабатывает в самом начале промежутка выдержки
|--------промежуток выдержки, например, 1/30 сек.----------------|
..^ - вспышка Синхронизация по задней шторке - вспышка срабатывает в самом конце промежутка выдержки
|--------промежуток выдержки, например, 1/30 сек.----------------|
...............................................................................................^- вспышка
Синхронизация по задней шторке позволяет делать более естественные снимки при фотографировании движущихся объектов в темноте на больших выдержках,
так как в этом случае вспышкой фиксируется последняя точка траектории объекта, а не начальная, как при синхронизации по передней шторке.
E-TTL
Улучшенный TTL - система работы вспышки, предполагающая предварительный импульс света
перед съемкой кадра для улучшения оценки освещенности объекта.
Ночная съемка
- режим съемки, позволяющий фотографировать в условиях недостаточной освещенности с проработкой переднего и заднего планов, например, фотографирование на фоне вечернего города.
Достигается путем использование длительной выдержки и вспышки. Вспышка позволяет "заморозить" передний план, а большая выдержка позволяет получить изображение слабоосвещенного заднего плана.
При обычной съемке передний план получится нормально освещенным, а дальний будет темным. При ночной съемке рекомендуется использовать штатив.
Экспозиция
- количестово света, попадающее на фотоматериал, вычисленное по формуле: экспозиция = освещенность светочувствительного материала * время воздействия.
Освещенность светочувствительного материала контролируется установкой диафрагмы, время воздействия - установкой выдержки.
Экспокоррекция
- сдвиг экспозиции отсносительно правильного значения с целью получить пересветку или недосветку
экспонируемого материала. Как правило бывает +/-3 ступени с шагом 0.5, но на серьезных фотоаппаратах
бывает и +/-5 ступеней с шагом 0.3-0.5. Используется при неравномерном освещении объекта (фон значительно темнее или светлее объекта),
при сложной световой ситуации (много теней или источников света), либо со специальными целями. Шаг коррекции экспозиции - шаг экспокоррекции - это то минимальное отклонение, на которое можно изменить экспозицию.
Пример: при нормальной экспозиции 8-1/500 и установленном минимальном шаге 1, коррекция +2 означает, что либо выдержка измененится на 2 ступени (8-1/125), либо диафрагма измененится на 2 ступени (4-1/500). Условный пример, так как конечные значения зависят от конкретной модели фотаппарата.
TTL
(Through The Lens - через объектив) - общее название систем экспозамера, при котором
камера оценивает реальное количество света, прошедшего через оптическую систему.
Матричный замер
- усложненая система замера освещенности, использующая многосегментный сенсор и компьютер. Алгоритм основывается на исследывании фотографий,
сделанных в разных условиях. С матричным замером увеличивается вероятность правильной экспозиции для большинства световых ситуаций, включая случаи заднего освещения объекта и солнца в кадре.
3D матричный замер (NIKON)
- специальный замер, разработанный фирмой NIKON, использующий матричный замер, а также учитывающий яркость кадра, контрастность кадра и расстояние до объекта.
Для использования этого замера необходимы объективы серии D. Кроме того, информация о расстоянии передается фотовспышке, что позволяет получить правильную экспозицию.
Точечный замер (SPOT)
Аппарат замеряет освещенность по точечному полю в центре кадра, а не по всему кадру (если речь идет о замере освещенности),
либо использует для настройки на резкость более узкую рамку автофокуса вместо стандартной широкой (если речь идет о фокусировке).
При точечном автофокусе этот режим дает возможность сделать снимок в условиях, когда главный объект съемки на дальнем плане, а на переднем - второстепенный объект.
Классический пример - портрет, где на переднеи плане развилка дерева. В стандартном режиме шансов на правильную наводку на резкость никаких, а точечный автофокус позволяет тонкому лучу автофокуса пройти через развилку дерева и правильно оценить расстояние до объекта.
При точечном замере освещенности также правильно замеряется освещенность главного объекта в центре в условиях неравномерного освещения поля кадра (главный объект в луче света, а съемка происходит в темном помещении).
При стандартной системе замера экспозиции луч света на объекте будет смешан с общим темным фоном, в результате
фотоаппарат усредненно будет считать кадр "серым", и есть большая вероятность, что в итоге кадр будет передержан,
так как аппарат дотянет серый усредненный замер до нормы, хотя главный объект был освещен гораздо сильнее вычисленного среднего значения.
Выходом для фотоаппаратов без точечного замера может послужить сдвиг экспозиции.
EV (Exposure Value)
- значение экспозиции. Число, являющееся отражением возможных комбинаций выдержки и диафрагмы при которых сохраняется правильная экспозиция.
Каждое значение EV может достигатся разными комбинациями выдержки и диафрагмы.
Комбинация выдержки 1 сек. и диафрагмы 1 считается EV=0. Когда диафрагма становится на одну ступень меньше, EV становиться также на 1 ступень меньше и наоборот.
Соответсвенно, когда выдержка уменьшается на 1 ступень - EV уменьшается на 1 ступень и наоборот.